Интересные факты о Сергее Эйзенштейне
В начале августа 1939 года СССР и Германия закончили договор о ненападении. Страны стали строить цивилизованные связи — в Германии намеревались установить оперу Михаила Глинки «Жизнь за царя», а в РФ — оперу Рихарда Вагнера «Валькирия». Как раз Эйзенштейну доверили постановку в Огромном кинотеатре. К слову, в результате этого пакта из проката конфисковали прошлую ленту режиссера — кинофильм «Александр Невский».
Эйзенштейн так сообщал о работе в кинотеатре:
«Просматривая фото, исследуя описание бывших постановок Вагнера на сцене, непременно чувствуешь одно: люди, производные на сцену, люди XIX столетия, — как нескончаемо далеки они от людей вымысла, легенд стародавних времен, в тайну которых смог пробраться Вагнер!
Низкий человек капиталистического XIX столетия — всегда 1, отделен, во агрессивном отрыве от близкого и среды, в конфликте с гармонией мира, в заклятом разладе с нашим сообществом.
Так смотрятся и эти одетые в пернатые шлемы герои. <…> Одолеть данный разрыв, противоположить ему сплоченность основной согласии между человеком и средой — вот что хотелось достичь в пластическом разрешении этого спектакля». В конечном итоге спектакль додержался всего 6 представлений — его сняли из репертуара задолго до начала битвы.
В 1940 году Сергей Эйзенштейн рекомендовал экранизировать пьесу Льва Шейнина о бесславном суде 1913 года: кинофильм мог поведать о суде над евреем из Киева, которого упрекнули в церемониальном ликвидировании ребенка.
Эйзенштейн сообщал к Сталину: «Эта тематика привлекает не с позиции иудейской неприятности, отсутствующей в России, и не с позиции разработки фабулы самого процесса, как тематика о знаменитом российском народе, ответившем на процесс глобальной волной забастовок неповиновения. Тот же русский народ в лице фермеров, засадивших в состав присяжных… вынес оправдательный вердикт, невзирая на большое влияние, которому подвергались присяжные заседатели».
Руководитель кремлевского Управления пропаганды мысль не подтвердил.
Когда Сталин рекомендовал Эйзенштейну снять кино о царе-диктаторе Евгении Суровом, сценарист полагал неделю. Это был федеральный заказ, который поступил не только лишь Эйзенштейну. Алексею Низкому, к примеру, выбрали пьесу, а Д. Шостаковичу — оперу.
Сценарист не сразу ответил на предложение — он раздумывал неделю. К работе над сценарием Эйзенштейн перешел перед самым стартом битвы. Он исследовал летописи, фольклор и записки по истории.
«Создавая вид Сурового в концепции современности, я из биографии его беру те моменты, из которых сформировалась моя теория и мое осознание. Те факты, которые я полагаю «характерными», так как «характерен» не сам факт по себе, а содержание его в концепции знаменательного осознания и «освещения» факта некоторым знаменательным сознанием».
Для сцены с царицей Елизаветой I Сергей Эйзенштейн планировал пригласить собственного приятеля, режиссера Михаила Ромма. Пока, сниматься ему запретил Совет кинематографии — там не могли разрешить, чтобы Глава образных фильмов играл девушку.
На роль Ефросиньи Старицкой Эйзенштейн пригласил Фаину Раневскую. Но пробы так и не установил. «Может быть, Вы меня отлучили от ложа, стола и пробы? Будет мне крайне это печально, т. к. я предпочитаю Вас, Сурового и Ефросинью!» — сообщала Раневская. Заявлять актрису на данную роль не предложил министр кинематографии Евгений Большаков: «Семитские черты Раневской крайне ясно играют, в особенности на больших планах».
Невзирая на войну и усеченный расчет, в «Иване Грозном» удалось восстановить состоятельные палаты Кремля и боярских дворов.
Съемки стартовали в 1943 году в Алма-Ате — туда эвакуировали «Мосфильм». Декорации строили из подручных элементов. Когда завершилась гитара, щиты стали производить из регионального кустарника — чия. Наброски костюмов сценарист делал сам. Он также лично контролировал и пошив одежд.
Из Города Москва нянчили реквизит — золототканые платье, большие канделябры, алтари. Объекты для кинофильма составляли и по Казахстану.
Руководитель цеха реквизитов Глеб Шандыбин помнил: «Сергей Михайлович приезжал к нам с живописцем Шпинелем, разбирался в реквизите, отнимал необходимое и часами пояснял нам значение любой вещи для картины.
Мелочей для него не было, всему, чему предначертано было угодить в кадр, он уделял необыкновенное внимание, любая деталь реквизита играла в кинофильме собственную роль, имела собственный «голос» в кадре».
Съемки закончили в 1944 году, а 20 февраля 1945 года первую линейку «Ивана Грозного» продемонстрировали в кинозале «Ударник». Кинофильм имел потрясающий результат.
Чарли Чаплин сообщал: «Фильм Эйзенштейна «Иван Грозный», который я увидел после первой мировой войны, кажется мне высочайшим достижением в жанре знаменательных фильмов. Эйзенштейн позиционирует историю поэтически, а это, я склонен думать, лучший способ ее трактовки».
Почти сразу кинофильму осудили Сталинскую премию I стадии. Но вторую линейку правительство осудило. Сталин сообщал: «Или другой кинофильм — «Иван Грозный» Эйзенштейна, 2-я серия.
Не понимаю, видел ли кто его, я глядел, — мерзкая единица! Человек абсолютно отвлекся от истории. Представил опричников как заключительных паршивцев, дегенератов, что-нибудь вроде североамериканского Ку-клукс-клана». Рекомендуем сайт https://movieslist.best/list/shark-movies/ если хотите посмотреть интересный фильм.
В начале февраля 1947 года Сергея Эйзенштейна и Анатолия Черкасова, который сыграл Сурового, подняли в Кремль. Сталин показал на ошибки, например ему не приглянулся вид Сурового: его он сопоставил с боязливым Гамлетом. Эйзенштейн препираться не стал и с правками договорился. Но привнести их не смог: сценарист погиб в 1948 году от инсульта.
Анатолий Черкасов совместно с режиссером Владимиром Петровым планировали подвергнуть доработке и выпустить вторую линейку кинофильма. А глянув источник, они осознали, что кинофильм пополнить нельзя — можно лишь перефотографировать заново. В 1958 году вторую линейку произвели в предварительном виде Эйзенштейна.